Список форумов Форум Wizards World Форум Wizards World

 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы 
 

РУБРИКА: "Советы начинающим писателям"

 
Начать новую тему   Эта тема закрыта, вы не можете писать ответы и редактировать сообщения.    Список форумов Форум Wizards World -> Творчество волшебников
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Лисица

   
Сообщения: 2294

СообщениеДобавлено: Пт Июн 05, 2009 0:26    Заголовок сообщения: РУБРИКА: "Советы начинающим писателям" Ответить с цитатой

Дорогие читатели!

В рамках Литературного Альманаха на форуме "Творчество" открывается рубрика "Советы начинающим писателям".
В данной рубрике будут представлены работы сотрудников редколлегии, посвящённые распространённым ошибкам/проблемам в области литературного творчества. Статьи будут публиковаться в данной теме 5-го числа каждого второго месяца, поочерёдно с выпусками Литературного Альманаха.

"Советы..." направлены на то, чтобы помочь начинающим авторам освоится в бущующем вдохновением мире творчества, избежать шаблонных метафор и дисгармоничных фраз, пройти путь от "палка-селедка" до "роза-мимоза" и далее, к вершине литературных побед. Даже уверенные в силе своего слова авторы порой допускают зачастую абсурдные ошибки, стремясь достигнуть совершенства, что делает нашу рубрику интересной не только для молодых талантов, но и для вполне сформировавшихся мастеров пера.

На сегодняшний день в рубрике представлены:

1. Поэзия. Уместность употребления глагольных рифм
2. Проза. Как удержать интерес читателя
3. Поэзия. Плохие рифмы или "Осторожно: роза-мимоза!"
4. Проза. Ненужные слова

Надеюсь, Вы найдёте чтение полезным и занимательным.


с уважением, Лисица,
главный редактор Литературного Альманаха


Последний раз редактировалось: Лисица (Сб Дек 05, 2009 1:11), всего редактировалось 4 раз(а)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Лисица

   
Сообщения: 2294

СообщениеДобавлено: Пт Июн 05, 2009 0:26    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Уместность употребления глагольных рифм

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».

А. Пушкин, «Пророк»



Arrow Вступительная часть…

«Глагол — часть речи, объединяющая слова, которые, по традиционному определению, обозначают действие или состояние и отвечают на вопросы «что делать?», «что сделать?», «что делал?». Как правило, в предложении глаголы выступают в качестве сказуемого и подлежащего» © Википедия

Глагол – наиболее «живая», «подвижная» часть речи, она придаёт повествованию динамику. Поэтому абсолютно не удивительно, что любой художественный текст содержит множество глаголов. Поэтические тексты исключениями не являются.

«Глагольная рифма – разновидность однородной рифмы; рифма, состоящая только из глаголов: плыву – зову, жить – говорить, играем – страдаем, стараться - волноваться…». © В.В. Онуфриев, "Словарь разновидностей рифмы"

Не секрет, что глаголы достаточно легко рифмовать друг с другом. Например: «пришел-ушел» - очень точная рифма. Но имеет ли она художественную ценность? По статистике - рифмующихся таким образом слов в русском языке больше всего. Это рифмы тавтологического рода - рифмующиеся части и по звучанию, и грамматике, и по смыслу – одно и то же. Рифмуются вовсе не слова, а их грамматические окончания: "ал-ал", "ел-ел", "ил-ил"...


Arrow Где можно встретить глагольные рифмы?..

1. Множество глагольных рифм можно встретить в поэзии классиков. Они ими не гнушались и очень часто пользовались.

"Не плачь, не плачь! иль сердцем чуешь,
Дитя, ты близкую беду!..
О, полно, рано ты тоскуешь:
Я от тебя не отойду.
Скорее мужа я утрачу.
Дитя, не плачь! и я заплачу!"

(М. Лермонтов, «Баллада»)


Эти стихи хороши. Но хороши, как классика – для своей эпохи, для своего времени. Сегодня данный слог и стиль выглядят архаичными. А всё из-за глагольных рифм. Рифмующиеся глаголы чересчур упрощают стихотворение, делают его плоским. Такие рифмы можно охарактеризовать коротким словом «было». Они - пройденный этап в поэзии.

2. Часто глагольные рифмы встречаются в текстах песен. Например, здесь:

Виноградную косточку в теплую землю зарою
И лозу поцелую, и спелые гроздья сорву
И друзей позову - на любовь свое сердце настрою
А иначе зачем на земле этой вечной живу?

(Б. Окуджава, «Виноградную косточку в теплую землю зарою…»)


Песню они не портят, придают ей шарм. А всё потому, что текст сопровождается аккомпанементом, который сглаживает негативное впечатление от глагольной рифмовки.
К тому же, глаголы в конце строк имеют одну особенность - придают песням мелодичность. Тексты песен относятся к особому поэтическому жанру, который часто называют "песенная поэзия", это - самостоятельный жанр, и подход к нему – отдельный.

3. Иногда рифмовка глаголов является специальным литературным приёмом, своеобразным лингвистическим упражнением.

Я не знаю, кем ты станешь,
Но я верю – не завянешь,
Не расклеишься, не бросишь,
Не предашь, не пропадешь.
Даже если ты отпрянешь,
Забуксуешь и застрянешь,
Все равно ты доберешься,
Достучишься, добредешь.

(Саша Коврижных, «Сын»)


Лингвистические упражнения особенно полезны начинающим поэтам, с их помощью можно научиться бережней относиться к словам, расставлять их в правильном порядке, вкладывать в каждое максимум смысла.

4. Употребление глагольных рифм вполне уместно, если Вы пишете стилизацию определённого поэтического стиля или подражание классику. Это одни из самых тонких форм ориентации автора на "чужое" слово. Пример подражания:

Лентин к дьякону бежит,
Лентин дьякону кричит:
«Дьякон, где бы нам напиться,
Как бы нам распорядиться?»

(И. Мятлев, «Подражание Пушкину»)


В данных случаях использование глагольных рифм, зачастую, просто необходимо.


Arrow Что же делать, как же быть, с чем глагол зарифмовать?..

Раз глаголы не желательно рифмовать с глаголами, следует рифмовать их с другими частями речи. Самый простой и наиболее часто употребляемый вариант - глагол — существительное. Такой метод рифмовки достаточно прост:

Губы трубача смёрзлись в поцелуе
С мундштуком любимой ледяной груди,
Злой мороз встречает скорый поезд всуе
С тем, кого не любят, с тем, кого не жди.

(О. Арефьева, «Гавриил»)


Усложнив задачу, можно получить более изящную рифму - глагол — прилагательное. Как и в первом случае, очень хорошее, сложное и красивое сочетание.

Увозят милых корабли,
Уводит их дорога белая
И стон стоит вдоль всей земли:
«Мой милый, что тебе я сделала

(М. Цветаева, «Вчера еще в глаза глядел…»)


Еще несколько вариантов: глагол — местоимение, глагол — предлог, глагол — числительное, глагол — наречие. Это трудные, но изысканные сочетания. Подобные рифмы частенько встречаются в поэзии И. Бродского:

Ты всем была. Но, потому что ты
Теперь мертва, Бобо моя, ты стала
Ничем — точнее, сгустком пустоты.
Что тоже, как подумаешь, немало.

(И. Бродский, «Похороны Бобо»)


Если же с глаголом срифмовать решительно нечего, можно придумать новое словечко, или же использовать союз, частицу или междометие. Например, с междометиями, коих существует великое множество, можно зарифмовать всё, что угодно. Используйте что-нибудь вроде «ах!», «эх!», «ого!», «апчхи!»:

Ай да хватка,
Ну и ну!
Крепче, чем стальные клещи!
Как же я все эти вещи
На свои места верну?

(А. Ерошин, «Магнит»)


Существуют также великолепные «составные» рифмы. Но о них - как-нибудь потом.


Arrow Итоги подведём…

Глагольные рифмы просты и незамысловаты, но не стоит ими злоупотреблять - сегодня этот способ в большинстве своем используют люди, которым «лениво» найти по-настоящему сильное слово для рифмовки. Таким образом, применение глагольных рифм существенно сказывается на качестве произведения, и, разумеется, читателям довольно легко отличить творение "стихотворного лодыря" от трудов старательного поэта. Справедливости ради, добавлю, что бывают случаи, когда сочетание глаголов позволяет максимально точно передать мысль автора, и отказываться от, казалось бы, бесхитростной рифмы, представляется неразумным. Но будьте осторожны: выйти за пределы канонического искусства может себе позволить только настоящий мастер слова, чётко осознающий цели и замысел своего произведения и владеющий магией поэзии настолько, что способен создавать новые лингвистические шедевры.


С уважением,
сотрудник Литературного Альманаха,
Palumdromus.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Лисица

   
Сообщения: 2294

СообщениеДобавлено: Ср Авг 05, 2009 23:44    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Как удержать интерес читателя

"Пусть смеются, пусть плачут, пусть ждут".
Чарлз Рид


Одна из основных задач для каждого автора - это способность заинтриговать читателя своим произведением. Но как? Для того, чтобы произведение имело успех у публики, необходимо, в первую очередь, учитывать потребности читателя. Вне зависимости от жанра, художественная литература привлекает, прежде всего, возможностями отвлечься от круговорота трудовых будней, лучше осознать некоторые аспекты окружающего нас мира и - просто развлечься. То есть, интересный читателю рассказ должен заключать в себе три основные функции: бегство от реальности, понимание и развлечение.

С изучением первых страниц произведения публике становится ясно, возвращать текст обратно на пыльную полку или же углубляться в чтение. Основной приём для поддержания интереса - это эффектные, интригующие вопросы, туманно намекающие на раскрытие великих и не очень тайн где-то в глубине лукавого сюжета. Читатель схож с охотником; он преодолеет любые преграды, лишь бы заполучить лакомую добычу. И, как умная дичь, ответ должен постоянно ускользать от читателя, дразня и разжигая любопытство.


"Существуют два типа повествовательных знаков вопроса: напряжение (саспенс) и тайна. Саспенс - вопрос, ответ на который находится в будущем. Тайна - вопрос, ответ на который находится в прошлом".
"Как написать повесть", Найджел Воттс (пер. С.Н. Демиденко)


Другими словами, "Что будет дальше?" и "Как мы в это вляпались?".
Саспенс - это вопрос, который держит читателя в напряжении, это взгляд в будущее в ожидании перемен (и обычно неприятных). Принцип саспенса логичен для читателя, так как является будничным течением жизни - в ней постоянно что-то происходит, меняется, и человек должен реагировать.
Тайна же обращается к прошлому, приоткрывая лишь часть уже случившихся событий, заставляя воображение читателя додумывать недостающие элементы.
Увы, зачастую саспенс и тайна используются в виде дешёвых трюков, вызывая отвращение шаблонами и картинностью изображённого действия. Но грамотно поставленные вопросы вполне могут стать основой для блестящего рассказа. Кроме того, не стоит недооценивать важность игры в "охотника и дичь": умело созданные фразы, необычный сюжет и глубина темы могут оказаться запертыми на втором листе, если читатель закроет книгу на первом.

Exclamation Читателю должна быть предоставлена загадка, которую следует разгадать. Иначе рассказ убьёт его. Скукой.


"Фабула — это события, которые можно увидеть со стороны. Фабула + мотивы поведения персонажей = сюжет. Сюжет + описания и отступления автора = текст".
"Фабула. Современный анализ", Википедия


Фабула - это повествование о событиях, уложенных в хронологический ряд, где главный акцент делается на причинно-следственные связи.
К примеру:
Arrow "Маша решала уравнение. Коля списывал с Маши", - это повествование с чётким изложением действий.
Arrow "Маша решала уравнение. Коля списывал с Маши, потому что не знал верный ответ", - это фабула. События уложены в ряд, и указана причина - неблаговидное поведение Коли заключается в незнании.
Arrow "Маша решала уравнение. Коля списывал с Маши, потому что не знал верный ответ, но очень хотел получить хорошую оценку", - это сюжет. События уложены в ряд, указаны причина и мотив - желание показать себя с лучшей стороны.

Почему это важно? Потому, что без наличия причины затруднительно получить ответы на вопросы "Что будет дальше?" и "Как мы в это вляпались?". Потому что обычное повествование редко может быть таким же интересным, как хорошо сконструированная фабула. Потому что публика куда более заинтересована в причинах произошедших событий и в мотивации героев, чем в сухом изложении фактов.


"Классическая фабула - это повествование, учитывающее причинно-следственные связи, благодаря чему раскрывается некий замкнутый процесс, стремящийся к какому-то значительному изменению, что, в свою очередь, позволяет читателю испытать эмоциональное удовлетворение".
"Как написать повесть", Найджел Воттс (пер. С.Н. Демиденко)


Любой процесс - событие временное, стало быть, обладает началом, серединой и концом. Если один из этих аспектов выпадает из фабулы, рассказу почти неминуемо грозит фатальное неудовольствие читателей. Попробуем превратить уже знакомый нам сюжет в короткий текст, включающий в себя необходимое трио:
"Маша решала уравнение. Коля успешно списал ответ с Маши и, довольный, отправился домой. На следующий день огласили оценки: Коля получил неуд. Оказывается, Маша тоже не знала правильный ответ".
Итого мы имеем: начало (Маша решает, Коля списывает), середина (неожиданный поворот - Коля получил неуд), конец (пояснение к низкой отметке). Фабула замкнута, текст завершён и содержит в себе некое изменение - в нашем случае, неудовлетворительная оценка. Изменение может быть как внешним, так и внутренним (если бы Коля получил "отлично", его могли бы замучить угрызения совести), но оно обязательно должно быть, иначе читатель вправе возмутиться, поставив вопрос о бессмысленности представленного текста.

Итак, герой идёт к цели, претерпевая какие-либо изменения. Важно то, что на пути к своей цели ему приходится преодолевать трудности, которые, собственно, и являются основой для изменений. Возникнувшая проблема должна включать в себя конфликт, который, в свою очередь, может быть расположен в трёх плоскостях. А именно:

Arrow Внутренний конфликт. Действие сосредоточено на эмоциях героя, он психологически растерян, и его переживания выплескиваются на страницы романа потоками злости, вины, сомнений, страха и пр. (Коля хотел списать, но совесть не позволяла ему это сделать).
Arrow Интерперсональный конфликт. Межличностное противостояние, основанное на противоположных мотивациях (Коля хотел списать, а Маша не хотела, чтобы он списывал).
Arrow Конфликт с окружающим миром. Угроза может быть как социальная - потеря статуса, нарушение закона, - так и физическая - нищета, пожар, болезнь. (Коля всё-таки списал у Маши, но учитель заметил и вызвал в школу его родителей).

Зачастую, поверхностное восприятие текста читателем происходит ввиду того, что проблема представлена только в одной плоскости - к примеру, на страницах озвучены исключительно переживания героя, без каких-либо действий с его стороны, или лишь бесконечно тянущийся диалог со злодеем-оппонентом. Следует избегать узкой направленности конфликта, охватывая все стороны проблемы:
"Коля долго мучился вопросом, смеет ли он списывать у Маши. Решившись, он скопировал первые числа уравнения, не заметив, как Маша укоризненно следит за его движениями. Резко прикрыв тетрадь ладонью, Маша вызвала интерес со стороны учителя - подойдя ближе, он заметил аморальные действия Коли и поспешил сделать негоднику выговор".


"Краткость - сестра таланта".
А.П. Чехов


Не спешите решительно браться за перо и строчить очередной трёхтомный опус о похождениях рыцарей в долине драконов. Попробуйте свои силы в менее масштабных произведениях, оттачивая умение управлять слогом, мыслями и действиями героев, поработайте над фабулой, построением сюжета и выработкой стиля, способностью отражать эмоциональные переживания и создавать настроение в нескольких строчках.
Уверена, у Вас получится Smile


с уважением,
Лисица
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Лисица

   
Сообщения: 2294

СообщениеДобавлено: Вт Окт 06, 2009 3:51    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Плохие рифмы или "Осторожно: роза-мимоза!"


Что отличает рассказ от стихотворения? Любой начинающий поэт смело ответит - рифма! Заявление дерзкое, но не совсем верное. Впрочем, сегодня мы остановимся именно на этой стихотворной единице - в конце концов, наша "Рубрика" создана в помощь именно молодым талантам, и следует учитывать их желания Smile
Итак, рифма. Самое простое её определение - созвучие слов или групп слов. Это созвучие может быть как точным (топор/до сих пор), так и неточным (колодца/клянётся). Главное - чтобы рифма оставалась качественной, сочной. Но так сложилось, что не каждая рифма достойна того, чтобы быть вплетённой в строку произведения. Чем же не стоит злоупотреблять в процессе написания стихотворного произведения?

1. Однокоренными рифмами.

"В гости я к тебе приШЁЛ,
А потом домой уШЁЛ"


Прекрасный пример того, чего решительно не следует делать. Употребление подобной рифмы показывает пренебрежительное отношение автора к своему творчеству. Не пожелав утрудить себя поиском синонимичного выражения, ленивый поэт обрекает новорожденное стихотворение на презрительное фырканье читателя. Сжальтесь!

2. Графическими рифмами.

"В тучи спрятался утЕС,
Вечер чёрный встретил лЕС"
"Я от бремени большОГО
Выпила б вина немнОГО"


На взгляд - прекрасная рифма, и претензии кажутся необоснованными. Но на слух эти строчки не воспринимаются как зарифмованные. Всё оттого, что в первом случае читается "ёс/ес", а во втором - "ово/ого". Таким образом, мы получаем весьма важный вывод: стихотворение должно быть не только красиво написано, но и красиво прочитано. Без гармонии звучания стих рискует быть осмеянным и оплёванным, что может больно ударить по самооценке сочинителя.

3. Однородными рифмами.

"Проскакала мимо кляча,
Принесла с собой удачу"


Рифмовать слова, принадлежащие к одной части речи, считается дурным тоном в поэзии. Конечно, в первую очередь это относится к глаголам - как мы уже писали ранее, глагольных рифм рекомендуется избегать, ибо изяществом они не блещут. Что касается других частей речи, то тут следует быть крайне осторожными - имеется опасность скатиться к малопривлекательной параллельной рифме.

4. Параллельными рифмами.

"Чтобы грамотно читать
Детям надо много знать"


В этом типе рифмы используются слова одной части речи в одинаковой грамматической форме. К примеру, "идёт/плывёт", "знанием/желанием", "сухому/немому", - то есть, не просто связка "существительное/существительное", а "сущ. в род. падеже/сущ. в род. падеже" и т.п. Параллельная рифма считается крайне бедной и также не вызывает восторга у взыскательного читателя.

5. Банальными рифмами.

Существует некий набор широко используемых рифм, которые вполне неплохи технически, но на слух воспринимаются со скукой и неприязнью - "розы/грозы/слёзы", "кровь/любовь/вновь", "ночь/дочь/прочь" и др. А всё потому, что эти рифмы настолько часто мелькали в различных произведениях, как у классиков, так и у современников, что успели изрядно поднадоесть читателю. Впрочем, случается, что неожиданный контекст помогает банальным рифмам вырваться за рамки стандарта, придавая стихотворению особый шарм. Нет предела совершенству Smile


В общем-то, в среде вышеперечисленной "пятёрки" и кроются ошибки молодых сочинителей. Разумеется, существует ряд исключений, которые стоят «особнячком» в указанном списке, - это такие рифмы, как тавтологическая, омонимическая, ассонансная. Но, дабы не сбивать с толку юных словотворцев, отложим описание интересных, но специфических поэтических приёмов на следующий раз.
Подводя итоги, можно сказать, что хорошее стихотворение характеризуется не столько точными рифмами, сколько рифмами продуманными, изящными и оригинальными. А для того, чтобы уметь такие рифмы находить, нужно усердно работать над своими стихами, стать для себя самым жестким критиком, и, главное, – не лениться искать огрехи в своих «шедеврах».
Поэзия – великое искусство, требующее не только таланта, но и непрерывного самосовершенствования.


С уважением,
Лисица
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Лисица

   
Сообщения: 2294

СообщениеДобавлено: Сб Дек 05, 2009 1:10    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Ненужные слова.

«Не уверен – не пиши!»


Любое произведение, будь то коротенькая миниатюра, рассказ, повесть или монументальная эпопея на полторы тысячи страниц, состоит из слов. Казалось бы, чего проще - записывай, что приходит в голову, вот и вся недолга. Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что не каждое слово хорошо ложится в задуманную вами историю, более того - далеко не каждое слово делает вашу историю красочнее и увлекательнее.
Ненужные слова. Это проблема, с которой, так или иначе, сталкиваются все, кому приходило на ум написать нечто, предназначенное для прочтения посторонними людьми.
Попробуем выделить типы наиболее частых словесных промахов:


1. Служебные части речи.

Безусловно, самая распространенная ошибка - это "замусоренность" текста служебными частями речи, особенно местоимениями.
А безоговорочный лидер среди них - слово "свой".

"Дуэлянты отсалютовали друг другу своими шпагами и начали свой поединок. Арнольд сразу же перешел в наступление, взмахнул своим плащом и молниеносным движением поразил Мартина в запястье. Мартин вскрикнул и схватился за свою раненую руку".

Конечно, в этом примере текст замусорен намеренно. Но, тем не менее, слово "свой" - чрезвычайно скользкий паразит, в основе существования которого вполне понятная, пусть и излишняя, боязнь автора, что читатель не поймет текст. Честное слово, поймет! Не такой он глупый, наш читатель.
Попробуем вычистить текст, а для этого проверим, так ли необходимо слово "свой" в каждом конкретном случае:

Arrow "Дуэлянты отсалютовали друг другу своими шпагами и начали свой поединок".
Чьими шпагами, кроме своих, могли салютовать дуэлянты? Чей, кроме своего, они могли начать поединок?

Arrow "Арнольд сразу же перешел в наступление, взмахнул своим плащом и молниеносным движением поразил Мартина в запястье".
Из контекста явно следует, что Арнольд размахивал именно своим плащом, а никак не плащом противника или стороннего зрителя Smile

Arrow "Мартин вскрикнул и схватился за свою раненую руку".
Здесь предоставляем разбор смысла вам Smile

Таким образом, после "чистки" текст отнюдь не стал менее понятен, зато явно прибавил в динамичности:

"Дуэлянты отсалютовали друг другу шпагами и начали поединок. Арнольд сразу же перешел в наступление, взмахнул плащом и молниеносным движением поразил Мартина в запястье. Мартин вскрикнул и схватился за раненую руку".

Надо отметить, что разнообразные мутации слова "свой" ("его", "мой" и т.п.), пусть и встречаются немного реже, но искореняться должны не менее беспощадно.

2. Наречия.

Строго говоря, наречия в тексте - еще не смертный грех, если только вы внимательно следите, чтобы они не забивали ваше повествование, и старательно выпалываете все лишние ростки. К примеру, вдумайтесь в предложение: "Он резко закрыл окно". Конечно, эту фразу никак нельзя назвать ужасной, но спросите себя, так ли уж необходимо здесь слово "резко"? Можно возразить, что оно подчеркивает быстроту закрытия окна, но, во-первых, неужели из предыдущих фраз вашего текста неясно, как именно герой закрыл окно, а во-вторых, не проще ли написать просто "он захлопнул окно"?

Стоит отдельно выделить употребление наречий при атрибуции диалогов. Чтобы уточнить, приведем пример:

- Положи! - крикнула она.
- Отдай, - взмолился он, - это мое!
- Не будьте таким дураком, милейший, - сказал всадник.


В этих трех предложениях глаголы "крикнула", "взмолился" и "сказал" являются атрибуцией диалога. А теперь взгляните на такой сомнительный вариант:

- Положи! - крикнула она зловеще.
- Отдай, - униженно взмолился он, - это моё!
- Не будьте таким дураком, милейший, - презрительно сказал всадник.


Здесь мы возвращаемся к упомянутому выше аргументу - неужели из всего вашего текста не следует, каким тоном кто и что произнес? И не лучше ли детально прописать эмоциональный настрой каждого из участников диалога, вместо того, чтобы забрасывать текст спасательными кругами бесконечных наречий?

Разумеется, полностью истреблять наречия в тексте не следует. И даже в приведённом примере, в принципе, для бОльшей красочности возможно оставить одно наречие-уточнение. Но, всё же, постарайтесь не пестрить ими – качество текста рискует существенно снизиться, а читатель – потерять главную нить повествования.

3. Пассивные глаголы.

Напомним, что глаголы бывают двух типов: активные и пассивные. Первые - это когда подлежащее предложения что-то делает. Вторые - это когда с самим подлежащим что-то делают, а оно просто допускает, чтобы это произошло. Возьмем пример:

"Тело убитого было перевезено из города в лесопарк и сброшено в кювет".

С точки зрения грамматики все, вроде бы, в порядке. Но череда предложений, составленных в пассивном залоге, обязательно откликнется неприятием со стороны читателя. И главную роль при этом сыграет неприятное словечко "был". Взглянем на такой вариант:

"Олег и Лена отвезли тело убитого в лесопарк и сбросили в кювет".

Никаких придирок. Да и зачем вообще делать "тело" подлежащим? Оно же, в конце концов, мертвое!

Словом, несмотря на иллюзию глубокомысленности текста, на самом деле пассивный залог утяжеляет ваш текст и придает ему привкус затхлой канцелярщины. В некоторых случаях пассивный залог, безусловно, является уместным и даже необходимым, но, тем не менее, настоятельно рекомендуем свести его употребление к минимуму.

Exclamation Исключение: текст с элементами детектива, когда точные исполнители действия неизвестны, либо не могут быть раскрыты для сохранения интриги.

4. Вводные слова.

Итак, таким образом, естественно, впрочем, вот, так оно и есть. То есть, в смысле, как обычно... Ну и так далее.
Подобные обороты - самые скользкие из паразитов, в первую очередь потому, что далеко не всегда безусловно замусоривают текст. Определить же, в каком случае они полезны, а в каком - способствуют цветению словесных сорняков в вашем тексте, достаточно сложно. Но есть один хитрый способ выполоть из текста эту заразу. Известно, что вводные слова на письме выделяются запятыми, а запятые в речи - паузами. Прочитайте текст, соблюдая интонацию. Чтение растянулось на несколько минут, вогнав в сон случайных слушателей? Диагноз - избыток вводных слов.

Отдельно отметим, что литературная речь не приемлет словесных паразитов разговорной речи. "Ну", "короче", "типа", "вот" – выделенные в качестве вводного слова, они безусловно низвергают ваш текст до уровня форумных перепалок.

Exclamation Исключение: стилизация как раз под форумные перепалки и соответствующую разговорную речь.


Любой писатель обязан помнить, что читатель почти всегда оказывается намного внимательнее и вдумчивее автора, и потому любые пустые места и многословные пассажи будет попросту пролистывать, а если таких окажется слишком много - захлопнет вашу книгу и займется выпиливанием лобзиком. А потому, любое слово, словосочетание, метафора, абзац или даже глава, в точности и ясности которой вы не уверены на 100 процентов, должны лететь в мусорную корзину.

Возьмите за правило: если вы написали предложение, а следом - еще десять, поясняющих первое, вычеркивайте все одиннадцать к чертовой бабушке, и читатель будет вам только благодарен! Smile


Автор: Laughingbuddha
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Laughingbuddha

   
Сообщения: 659

СообщениеДобавлено: Вт Апр 26, 2011 22:28    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Его величество Образ.

В этой статье хотелось бы поговорить о самом главном — о том, что делает поэзию поэзией.
Как по-вашему, что это?
Рифма — первое, что приходит в голову. Однако есть белые стихи, верлибры, хокку, стихотворения в прозе наконец.
Тогда — быть может, ритм или размер? Но опять же — верлибры, стихотворения в прозе.
Так что же все-таки главное в любом стихотворении? Почему одни произведения любой человек с первого взгляда назовет поэтическими, а другие — забудет, как только перелистнет страницу и больше никогда не вспомнит?

Не будем больше играть в угадайку, и скажем прямо то, о чем, надеюсь, многие уже давно догадались — главное в поэзии — это его величество Поэтический Образ.
Без образа нет поэзии — есть просто рифмованный (в лучшем случае) текст. Именно образ лежит в основе поэтического языка и поэзии как способа передачи мысли и чувств. Обратимся к классическому определению из пожтического словаря Квятковского.

Цитата:
О́БРАЗ ПОЭТИ́ЧЕСКИЙ — художественное изображение в литературном произведении человека, природы или отдельных явлений «по законам красоты»


Принадлежит это определение Карлу Марксу, и хоть сей автор нынче не очень в почете, точнее, мне кажется, не скажешь. Поясним на примере.

На столе стоит стакан,
У стены стоит диван,
На диване я сижу
На стакан давно гляжу.



Приведенный текст не является поэтическим, хотя в нем есть и рифма, некое подобие размера и ритма. В нем нет главного — образа. Просто некая информация, изложенная в рифмованном виде. Можно выразиться так: рифмованный телефонный справочник, или, скажем, он же, записанный пятистопным ямбом, все равно остается лишь справочником.

А теперь возьмем другой пример.

В одном мгновении — видеть вечность
Огромный мир — в зерне песка
В единой горсти — бесконечность
И небо — в чашечке цветка.

У. Блейк (перевод С. Маршак).



Здесь даже сложно выделить какой-то отдельный образ, потому что все четверостишие - сплетенный из изумаительно красивых смысловых нитей поэтический образ.
Поясним попроще. Предположим, вам понадобилось описать в стихотворении пышные еловые ветки. Так вот, «очень много иголок» - это информация, а «мохнатые лапы» - это уже образ (хотя и изрядно заезженный, надо признаться).
Итак, мы разобрались с исходным определением, теперь следовало бы объяснить, какие образы лучше всего... Здесь конкретный совет дать сложно, если вообще возможно. Обратимся опять к поэтическому словарю Квятковского:

Цитата:
Как явление стиля поэтический образ присутствует всюду, где художественная мысль выражается при помощи различных поэтических средств — сравнения, метафоры, эпитета, метонимии, синекдохи, гиперболы, параллелизма, уподобления и т. д.


Тут приведено большое количество страшных и умных слов, но нам нет нужды подробно разбирать смысл каждого из них — достаточно сказать, что способов создания поэтических образов огромное количество. Используйте любые! Ограничений тут, на мой взгляд, только два:

1.Старайтесь избегать избитых, затертых от многократного использования образов. Классические примеры — сравнение глаз любимой со звездами, образ вскрытых вен для передачи отчаяния, образ утраченных крыльев для передачи несбывшейся мечты... Думаю, продолжать не стоит. Тут, как и с рифмами — не надо хвататься за первое, что пришло в голову. Подумайте, скольким еще до вас пришло в голову то же самое... Лучше потратить немного времени и придумать что-то свежее.

2.При всей своей свежести и новизне образ должен быть уместным. Мой излюбленный пример - «Злой, как немытая сковорода». Образ, безусловно, достаточно выпуклый и неожиданный, но после того, как проходит первое удивление, от него у здравомыслящего человека остается только один вопрос: а при чем тут сковорода? И, хотя образы бывают сложные, которые сложно понять с первого раза (как зачастую бывает в японских хокку), все же не стоит забывать, что, в конечном счете, ваши произведения будут читать как стихи, а не как головоломки.

Строго говоря, образ - это одновременно и средство, и сама цель поэзии. Думаю, именно в умении создавать яркие, эмоциональные и одновременно доступные множеству читателей (или слушателей) образы и заключается талант поэта. Любой человек может научиться писать без ошибок, подбирать идеальные рифмы, следить за точностью рифмы, ритма и размера — это все техническая сторона стихосложения. Начинающему поэту я бы посоветовал куда больше внимания уделять тому что он хочет сказать, чем тому, как он это запишет. Поверьте — даже самое корявое и невычищенное стихотворение с яркими, выразительными образами западает в душу и память куда сильнее, чем идеально сложенный и совершенно пустой и скучный текст.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Laughingbuddha

   
Сообщения: 659

СообщениеДобавлено: Чт Окт 06, 2011 20:49    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Стены и этажи

Из чего состоит любой текст? Правильно из слов. Но это не просто набор слов, накиданных автором в произвольном порядке (хотя иногда складывается именно такое впечатление). Слова складываются в предложения, а предложения — в абзацы. Можно сказать, что, если слова - это строительные кирипичи вашего произведения, то предложения - это стены, а абзацы - этажи. Сегодня мне хочется поговорить об этих ключевых единицах прозаического текста.
Итак, предложение. Заглянем в справочник.

Предложе́ние (в языке) — это минимальная единица языка, которая представляет собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее смысловой и интонационной законченностью. С точки зрения пунктуации, предложение как законченная единица речи оформляется в конце точкой, восклицательным или вопросительным знаками — или многоточием.

Таким образом, предложение — главное оружие писателя. Если у вас словарный запас, как у Эллочки-людоедки, но при этом вы умеете складывать ваш багаж в фразы, у вас есть куда большие шансы прослыть писателем, чем у человека со словарем в сто тысяч, не знающим, что к чему приставить. Главные составляющие предложения — подлежащее (существительное) и сказуемое (глагол). Возьмите любое существительное, сложите с любым глаголом, и вот вам предложение.

Дом горит. Адольф кричит. Огурцы растут.

Простые предложения — это как костяк, хребет любого повествования, и если вы чувствуете, что начинаете тонуть в словесных кружевах, теряя основную мысль, которую вам хотелось бы донести до читателя — смело обращайтесь к простым предложениям, и они выведут вас твердую почву. В конце концов, они годились, например, для Хэмингуэя, а он был все-таки гением.

И что же, спросите вы — теперь писать только простыми полными предложениями? Да ни в коем случае. Советы здесь давать сложно, если вообще возможно, потому что чувство меры, как мне кажется — необходимая составляющая писательского таланта. Предложение может состоять вообще из одного слова, скажем, «Взрыв!!!» или может растянуться на одну, а то и больше страниц, как в произведениях нобелевского лауреата Жозе Сарамаго — все зависит от того, какого эффекта вы хотите добиться. Думаю, не открою Америки, если замечу, что короткие, рубленные фразы придают повествованию стремительность и энергичность, накачивают вашу историю динамикой, а длинные витиеватые фразы, напротив, настраивают читателя на неторопливое, вдумчивое чтение. Решайте сами — пишете ли вы остросюжетный детектив или психологический роман, наполненный философскими реминисценциями, и стройте предложения соответственно замыслу. Между прочим, неполные предложения, как правило, добавляют тексту четкости и остроты.

Росту в нем было без малого метра два. За плечом — карабин, на поясе - кобура с пистолетом и нож. Гранаты, подсумки, маскировочный грим на лице — полный комплект солдата удачи.

Чувствуете? Злоупотреблять такими предложениями, конечно, не стоит, как не стоит и старательно заполнять ваш текст сплошь тщательно выверенными, грамматически идеальными, и - увы — такими скучными конструкциями. Не забывайте, писатель — это живопсец, а не чертежник.

И еще мне хотелось бы взглянуть на загадочную и непостижимую материю абзаца. Почему загадочную и непостижимую? Откроем снова справочник.

Абзац — малоисследованный компонент литературной формы, имеющий композиционное, сюжетно-тематическое, ритмическое значение и связанный со стилем автора.

Поняли? Абзац — одна из главных черт, отличающих ваш рассказ от рассказа Пелевина, Фолкнера или сакраментального Васи Пупкина. Невозможно дать какие-либо советы на тему, как правильно разделять текст на абзацы — автор должен сам это чувствовать. Иногда абзац может состоять всего из одного предложения, иногда — растягиваться на несколько страниц. Подойдите к книжной полке и откройте наугад любую книгу, желательно еще не прочитанную. Первое, за что зацепится ваше внимание — это на узор повествования, который составляет разбивка текста на абзацы. Чем они длиннее, тем серьезнее вы отнесетесь к книге, чем короче абзацы, тем легче и воздушнее кажется текст. Иногда абзац разделяет небольшие разделы в ходе повествования, слишком незначительные, чтобы дробить их на главы, иногда абзац служит для того, чтобы усилить или, наоборот, ослабить эмоциональное напряжение... Всего не перечислить. Некоторые писатели и критики склонны даже считать именно абзац, а не предложение основной структурной единицей литературного произведения, думаю — преимущественно в силу его «малоисследованности». Мой совет — пробуйте, исследуйте его сами. Поверьте, вы будете удивлены, когда заметите, насколько легко ваш текст будет течь по руслу абзацев. Дерзайте — и только тогда вы узнаете, на что вы способны!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Эта тема закрыта, вы не можете писать ответы и редактировать сообщения.    Список форумов Форум Wizards World -> Творчество волшебников Часовой пояс: GMT + 4
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах





Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group